Мишпатим – משפטים

  • Тора: Мишпатим (Суды) Исход 21:1-24:18
  • Хафтара: Иер. 34:8-22; 33:25-26
  • Новый Завет: Мф. 5:38-42; 15:1-20; 17:1-5; Мк. 7:1-23; Евр. 9:15-22; 10:28-39
Moses Receives the Tablets of the Law (1868 painting by João Zeferino da Costa). Public Domain

Moses Receives the Tablets of the Law (1868 painting by João Zeferino da Costa). Public Domain

Известный еврейский мидраш говорит, что сначала Господь предлагал Тору еще 70 народам, но никто из них не был готов ее принять, не спросив сначала, о чем она говорит. Прослушав несколько заповедей, каждый народ находил какую-то отговорку, чтобы отвергнуть Тору. И тогда Господь обратился к евреям, которые сказали: «Коль ашер дибер Адонай наасэ» («Все, что сказал Господь, исполним»). Другими словами, евреи приняли Тору, не зная еще, чему она учит!

Эту недельную главу часто называют «сефер хабрит» — «книгой завета», поскольку она содержит около 12% всех «мицвот» — «заповедей» (53 из 613). Эти заповеди относятся к широкому кругу гражданских, уголовных, финансовых и семейных законов.

Рабство в еврейском законе признавалось действительным, но отличалось от рабства в других народах. Если еврей продавался в рабство, он мог оставаться в нем только шесть лет — на седьмой год его нужно было освободить.

Если в рабство отец продавал свою дочь, то она не освобождалась автоматически после шести лет, а ее нужно было выкупить. Еврейские мудрецы объясняют это тем, что отцы могли продавать своих дочерей только до достижения ими возраста 12 лет и только в тех случаях, когда планировалось, что девочка выйдет замуж за своего господина или за его сына. Если же она не будет угодна своему хозяину, тот не имел права ее перепродать чужеземцу, а должен был ее просто отпустить к родным. Если же она выходила замуж за хозяина или его сына, она становилась полноправной хозяйкой дома.

Если хозяин убивал раба, он и сам подвергался наказанию. Если же он избивал раба так, что тот оставался калекой, он обязан был отпустить этого раба на свободу.

Преступления, за которые следовала смертная казнь, включали в себя предумышленное убийство, оскорбление родителей, похищение людей, занятие колдовством, скотоложство и жертвоприношения идолам. В Талмуде известное выражение «айн тахат айн, шен тахат шен» («глаз за глаз, зуб за зуб») трактовалось как произведение справедливого суда и наказания, а не как телесное наказание.

Другие законы и постановления включали в себя отношение к чужеземцам («герим»), вдовам и сиротам; законы о займах (которые между евреями должны были происходить без процентов); выкуп первенцев («бехорим»); запрет на лжесвидетельство в суде; запрет на трефную пищу (тело животного, разорванного хищниками); закон о «шмита» — седьмом годе, в который нельзя было сеять; запрет на работу в шабат; три праздника с паломничеством — Песах, Шавуот и Сукот. Сюда же входит интересный запрет варить козленка в молоке его матери, из которого позже раввины соорудили запрет совмещать мясное с молочным.

Дав Моисею все эти заповеди, Господь пообещал, что Его Ангел («малах Адонай») будет идти с ними, оберегая их. По описанию, этот Ангел Господень соответствует другим описаниям Мессии Йешуа до Его земного воплощения.

Моисей передал израильтянам все эти заповеди и заключил завет с Господом перед лицом всех израильтян. После этого Моисей, Аарон с сыновьями и семьдесят старейшин взошли на гору Господню и увидели великую славу Элохей Йисраэль (Бога Израиля).

После этого Господь повелел Моисею вернуться на гору одному, чтобы получить «лухот хаэвен» («скрижали каменные») с Десятью Заповедями. Моисей взял с собой Иисуса Навина и взошел на гору. На седьмой день пребывания на горе он услышал голос Божий и вошел в Его присутствие. Всего он находился на горе в течение 40 дней и ночей, а израильтяне ожидали его внизу.

Хафтара на эту главу читается из Книги пророка Иеремии, где проводится яркое противопоставление между недельной главой и ситуацией в Израиле во дни Иеремии.

Слова Иеремии, сказанные от Господа, настолько сильно обличают как народ, так и его государей, что еврейские мудрецы решили поставить после этой Хафтары еще два стиха, смягчающие тон и дающие надежду. «Ки йеш таква» — «ибо есть надежда» для Израиля всегда, ведь Бог суверенен и действует в соответствии со Своей доброй волей.

В Новом Завете предлагаем почитать заповеди «око за око и зуб за зуб» в трактовке нашего Мессии.